2011 -2012 учебный год
Краевой педагогический форум "Развитие инновационной инфраструктуры системы образования Хабаровского края как фактор повышения качества образования"
Сегодня образование рассматривается как адекватный ответ на вызовы времени, как система личностно и социально ориентированных знаний и практик человека, обеспечивающих необходимый уровень его компетентностей в течение всей жизни, как ресурс развития инновационной экономики страны и её регионов. Вместе с тем растущий человек в нашем глобальном динамично развивающемся обществе имеет риск потеряться, стать маргиналом, если со школьной скамьи в нём не проявится стержневая гражданская позиция, фундаментом которой является сформированная личностная идентичность и социальная активность.
Одним из эффективных ответов на возникающие вызовы может стать внедрение в практику школьного образования модели деятельности общественно-активных школ (ОАШ) и технологий социально-ориентированного образования. Опыт реализации модели общественно-активной школы существует в 30-ти регионах России, где он себя зарекомендовал и дал хорошие результаты по развитию у детей таких качеств и компетентностей как конкурентоспособность, социальная активность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность к преобразованию себя и действительности.
В Хабаровском крае на сегодняшний день таких школ нет, хотя в некоторых образовательных учреждения отмечается проявление основных элементов модели ОАШ: демократизация уклада школьной жизни, добровольчество и социальное партнёрство.
В нашей школой год назад в статусе краевой экспериментальной площадки началась работа по созданию адаптированной к нашим условиям модели школы как общественно-активной организации (приказ Министерства образования Хабаровского края от 30.08.2010 № 1793).
За год работы коллектив школы принял идеологию ОАШ, принципы демократической педагогики, познакомился с технологиями социально-ориентированного образования. Обучение педагогов школы на курсах, проблемных и проектировочных семинарах позволило начать разработку программы развития школы как общественно-активной организации, двух социально-ориентированных проектов.
Что же такое Общественно -активная школа
Обыкновенная школа - это школа, в которой особый упор делается на убеждённость жителей сообщества и пед. коллектива в ценности привлечения общественности.
1. Школа, которая предоставляет родителям возможность принимать участие в процессе обучения и школьной внеурочной жизни детей.
2. Школа, которая различными способами старается привлечь к себе местных жителей. Способствует свободному обмену идеями, выявляет потребности местного сообщества и принимает участие в принятии решений по местным проблемам, так же осуществляет по ним обратную связь.
Цель Общественно-активной школы
1. повышение гражданской активности, через развитие Общественно – активного движения в микрорайоне, округе, городе
Направление деятельности ОАШ
1. Демократизация
2. Добровольчество
3. Партнёрство
Наши партнеры
1. Педагоги, родители, ученики, представители власти и общественности
2. ЦСАП "Грань", МБОУ ДОД ДЮСШ " Мастер" . МБОУ ДОД ДЮСШ №8
3. Ветеранские организации (ветераны Великой Отечественной войны и ветераны МВД)
4. МАУ ДОД ДЮЦ "Сказка", МАУ ДОД ДЮЦ "Отрада"
5. МБОУ " Верботон", детский дом № 4 и другие учреждения и организации
6. Средства массовой информации
Деятельность
1. посещаем обучающие семинары, делимся опытом
2. помогаем создать органы самоуправления, что даёт детям навыки самоорганизации и управленческой деятельности
3. реализуем добровольческие инициативы, через проведение акций, кампаний, проектную деятельность, КТД
Части целого
1. Основное образование
2. Дополнительное образование
3. Внеурочная деятельность
4. Внешкольная деятельность
5. Досуг
Цели (результаты) образования
1. Предметные
2. Метапредметные
3. Личностные
Принципы развивающего обучения:
1. Принцип выращивания
2. Принцип личностно – опосредованного участия
3. Принцип проблемности, рефлексивности
Основные задачи:
1. вырастить педагога с новыми ценностями и способностями к их реализации
2. перестроить, перефункционировать систему школы, работающую на обеспечение линии развития ученика
2010 - 2011 учебный год
В 2010 году МОУ СОШ № 68 присвоен статус "Краевая экспериментальная площадка 2010" (приказ Министерства образования Хабаровского края от 30.08.2010 № 1793)
Системообразующей идеей эксперимента является создание общественно-активной школы как центра общественной жизни и гражданской инициативы местного сообщества.
Цель эксперимента:
- разработка и апробация модели общественно-активной школы, функционирующей в условиях открытого социума в режиме целого дня с последующей диссеминацией данного опыта в практику образовательных учреждений Хабаровского края.
С апреля 2010 года по март 2011 года педагогическим коллективом были выполнены следующие, поставленные перед ними в начале эксперимента, задачи:
1. Изучены история, идеология и организационно-содержательные аспекты создания и функционирования общественно-активных школ (ОАШ); отечественный и зарубежный опыт.
2. Сформирована команда единомышленников их числа педагогов, социально-активных подростков и родителей с привлечением общественных и других организаций.
3. Создана модель общественно-активной школы на основе принципов общественно-ориентированного образования и демократической педагогики.
Для решения поставленных задач был проведен в мае 2010 г. обучающий интерактивный семинар для участников эксперимента "Движение ОАШ - объединяем усилия"
Директором школы Филатовой С.В. было подготовлено сообщение об истории, идеологии и организационно-содержательных аспектах создания и функционирования ОАШ.
На семинар помимо педагогов были приглашены: Непогодин М.М., руководитель центра "Грань"; О.С. Шушкова, директор детского дома № 4; тренеры ДЮШ "Мастер", ДЮСШ № 8; представители родительской общественности; члены Попечительского совета школы; Киберев А.А. оказал помощь в подборе литературы и раскрыл исходные теоретические положения.
По итогам семинара были определены основные направления деятельности МОУ СОШ № 68:
-
Работа с детьми девиантного поведения через спортивные секции, организацию совместных мероприятий с "Гранью"
-
Спортивно-оздоровительная работа. Кружки и секции, организованные не только педагогами школы и тренерами ДЮСШ, но и силами родителей
-
Школа "Маленького учителя" для раннего обучения учащихся начальной школы и их родителей английскому языку
-
Детское самоуправление
-
Создание совместного научного общества для детей и взрослых
В июне-июле 2010 г. участниками эксперимента самостоятельно изучена литература.
В августе был изучен существующий опыт через анализ литературных и интернетных источников, разработан подход к проектированию ОАШ основными участниками эксперимента.
В сентябре 2010 г. Киберев А.А. на базе МОУ СОШ № 68 провел тренинг "Эффективное взаимодействие и командообразование" для участников эксперимента, с помощью которого были определены группы лидеров эксперимента и помощников.
С целью разработки модели ОАШ для участников эксперимента были проведены обучающие семинары лекторами ХК ИРО: Посмутной С.Л, Киберевым А.А. Тема лекций: Социальные проекты – визитная карточка ОАШ. Обучающие семинары, тренинги, обучающие модули, проведенные Кибиревым А.А., позволили создать инновационные педагогические технологии.
Проведенные мероприятия помогли подготовить команды тьютеров к проведению последующих семинаров. У педагогов школы появилось осознание работы в модели ОАШ. Участники эксперимента после проведенного тренинга приобрели общность ценностей, подходов, благоприятный психологический климат. Было определено общее мнение, что гражданское общество – это модель сотрудничества ( для ОАШ ), характер общественных отношений – демократия.
С апреля по сентябрь 2010 г. прошел первый исследовательско -мотивационный этап эксперимента, в период которого изучены теоретические основы и практический опыт построения модели ОАШ; сформирована команда единомышленников, готовых к работе и реализации модели ОАШ.
С октября 2010 г. по март 2011 г. участники эксперимента приступили к следующему проектировочному этапу, направленному на разработку модели и Программы школы как общественно-активной организации.
Основной целью данного этапа работы является создание условий для реализации модели ОАШ.
Со всеми участниками эксперимента был проведен проектный семинар, на котором были выявлены проблемные поля:
- гражданская пассивность не только детей, но и взрослого населения жилищного массива;
- отсутствие на жилмассиве культурно-досуговых и спортивных центров;
- отсутствие партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми;
- спад качества образования;
- многие дети не охвачены внеурочной деятельностью, что приводит к увеличению правонарушений;
- социальная адаптация детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов,, обучающихся в школе и проживающих на данном жилмассиве.
Изучение проблем и потребностей жителей микрорайона помогло в разработке модели ОАШ отразить самые актуальные вопросы и их решение.
С января по февраль 2011 года проектные группы экспериментальной площадки разработали несколько мини проектов, направленных на решение выявленных проблем.
В марте 2011 г. был проведен форум общественных инициатив. На форум приглашались члены Попечительского совета, активные учащиеся из совета старшеклассников, представители всех организаций, взаимодействующих со школой.
На форуме была представлена модель школьного самоуправления "Чудо-город" ( руководитель Галаджун И.С., зам. директора по ВР).
Основная идея "Чудо города": создание структуры управления школой, основанной на объединении детей и взрослых.
И несколько проектов, сопутствующих реализации данной модели:
1. "Учебный совет". (руководители Кунденок Е.А. и Кушнир И.В., зам. директора по УВР )
2. Научное общество учащихся "Эврика" (руководитель Потеряйкина О.Н., руководитель ШМО )
3. Экологический проект "Нашей школы двор" (разработчики проекта Петрачук З.Н., Тюленена Л.А., Айткулова И.Л., учителя биологии, химии, географии)
4. Проект "Маленький учитель" ( руководитель Чернова Н.В., учитель английского языка)
Во время работы испытали следующие трудности:
-
нехватка финансов для реализации проектов.
-
пассивность со стороны родителей.
-
низкий уровень профессиональной компетентности педагогов школы.
-
не у всех педагогов еще сформирована способность к самоизменению как себе, так и педагогической практики.
-
необходимо менять управление школой.
-
необходим переход к активным методам обучения.
-
необходимо менять систему внутришкольного контроля в условиях реализации модели ОАШ (рефлексивный анализ взамен самоконтролю)
Документы:
Приказ "О присвоении образовательным учреждениям статуса "Краевая экспериментальная площадка-2010" и пролонгации статуса действующим экспериментальным площадкам"
Приложение 1 к приказу министерства образования Хабаровского края от 30.08.2010 № 1793
Приложение 2 к приказу министерства образования Хабаровского края от 30.08.2010 № 1793
Приложение 3 к приказу министерства образования Хабаровского края от 30.08.2010 № 1793
Программа эксперимента
Отчет
|