Пояснительная записка
Вопросы гражданского участия в развитии системы образования в течение последних лет актуализированы на всех уровнях - федеральном, краевом, городском и районном. Сегодня у школы много проблем. Их решение зависит не только от государства, но и от вклада каждого члена сообщества. Сейчас в обществе активно обсуждаются вопросы о перераспределении бремени обязательств и ответственности между государством, муниципалитетом и социумом, о партнерстве образовательных учреждений, государственного и коммерческого и общественного сектора. Гражданское общество заинтересовано в том, чтобы школа реально готовила к жизни социально-активных граждан, не ограничиваясь декларативными заявлениями об этом. Дети сегодня как никогда нуждаются в том, чтобы все взрослые делили между собой ответственность за их обучение и воспитание. Этот принцип общественно-ориентированного образования должен быть положен в основу деятельности школы. МОУ СОШ № 68 обладает, на наш взгляд, достаточным потенциалом, для того чтобы стать гражданским и социокультурным центром микрорайона.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющимися правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Системообразующая идея
Чудо - город общественно-активная школа, используя свои ресурсы, может стать центром общественной жизни и гражданской инициативы местного сообщества.
Методологическая основа
1. Концепция общественно-ориентированного образования.
2. Общественно-активная школа, являясь образовательным учреждением, превращается в центр гражданских, культурных, добровольческих инициатив. Таким образом, общественно-активная школа становится ресурсным центром микрорайона, решая социально-значимые проблемы местного сообщества.
Цель
1. Воспитание и становление учащихся школы как субъектов демократии, людей критически мыслящих и имеющих твердые нравственные принципы, свободных и ответственных, творческих и исполнительных; культурных и общественно-активных, самостоятельных и открытых к сотрудничеству; людей, которые активно действуют и успешно самореализуются, конструктивно взаимодействуют с другими людьми, преследуя свои собственные цели и активно участвуя в достижении общих целей, при этом они умело сочетают собственные интересы с интересами других людей, общества и государства.
2. Создать единое поле гражданского образования и воспитания учащихся как ресурсный центр для развития местного сообщества;
3. Сформировать культурно-образовательное пространство школы.
Задачи
1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.
Предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого обучающегося, повышение его общественного и личного статуса.
2. Формирование умения вести здоровый образ жизни.
3. Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.
Принципы построения и развития самоуправления
1. Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.
2. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
3. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
4. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.
5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
6. Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.
7. Внимание к каждому ученику, приоритетность
Организация самоуправления
1. Учит ребят умению руководить и подчиняться;
2. Учит быть требовательным, объективным, самостоятельным;
3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
4. Вырабатывает правильное отношение к критике;
5. Создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика;
6. Дает возможность четко и качественно организовать свою деятельность
Современная административно – игровая модель " Чудо – град"
Ч - Чудесные
У - Универсальные
Д - Доброжелательные
О - Организованные
Г - Гениальные
Р - Развитые
А - Активные
Д - Дети
Общие положения
"Чудо - город" - добровольная, независимая, самоуправляемая организация учащихся 1 – 11-х классов действующая на базе МБОУ СОШ № 68 г. Хабаровска
Цель
сделать школьную жизнь интересной и увлекательной
Задачи
-
развивать индивидуальные качества детей через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;
-
развивать инициативу и творчество детей в процессе коллективных дел;
-
оказывать помощь окружающим людям
Принципы деятельности
-
Деятельность определяется принципами добровольности, гуманизма, самостоятельности, творческой активности
Права и обязанности
Жители " Чудо – города" имеют право:
-
избирать и быть избранным в руководящие органы;
-
участвовать в проводимых мэрией делах;
-
получать текущую информацию о работе мэрии;
-
открыто высказывать своё мнение и рассчитывать
Жители " Чудо – города" обязаны:
-
Выполнять решения мэрии;
-
Активно участвовать в работе, уважать мнение коллектива и его традиции;
-
Уважать права и считаться с интересами других
Законы
-
Единство слова и дела
-
Дружба и товарищество
-
Честь и совесть
-
Забота и милосердие
Модель выпускника
-
Активный гражданин России, уважающий и сохраняющий традиции государства, имеющий опыт построения демократических отношений;
-
со сформированными способностями согласования всех вопросов и проблем, принятия решений;
-
с опытом выбора, когда человек осознал значимость своего голоса;
-
умеющий создавать и реализовывать социальные проекты непосредственно через свое практическое участие;
-
с развитой познавательной индивидуальностью, ответственным отношением к себе и своим поступкам
-
Коллегия при мэре;
-
Блок по городскому хозяйству;
-
Социальный блок;
-
Управление внешкольных связей ( совет микрорайона "Шанс" );
-
Контрольное управление.
-
Члены Мэрии "Чудо – град" не посещающие заседания и не выполняющие возложенных на них обязанностей могут быть исключены из Мэрии общим голосованием.