Очередной выпуск газеты "Школьный калейдоскоп" на этот раз будет посвящен нескольким темам, и самая главная из них – тема культуры речи.
Эта немаловажный вопрос был поднят редакцией газеты по нескольким причинам, но в основном – из-за несоблюдения большинством подростков и взрослых элементарных правил поведения, их хамства и неуважения ко всем окружающим людям. Только задумайтесь на минуту: а как вы ведете себя в обществе? И культурно ли ваше поведение?
Мы посвятили теме бескультурья несколько статей, объясняющих причины агрессивного поведения людей, в особенности подростков. На переменах в нашей школе были проведены опросы, с помощью которых мы попытались сделать выводы о том, как наши ученики относятся к хамству, и как можно, по их мнению, решить эту проблему.
Также, по просьбе редакции газеты, у учеников 4 "А" класса была проведена небольшая беседа, посвященная теме культуры речи. Радостно было узнать, что абсолютно все ребята согласились: быть некультурным человеком – очень плохо! Самые активные из учеников написали для нашей газеты несколько заметок, посвященных главной теме, решив поделиться с нами своими мыслями и предложениями. Мы также опубликовали их лучшие рисунки, в которых ребята отразили основные качества добропорядочного человека.
Мы надеемся, что этот выпуск привлечет, наконец, ваше внимание к такой серьезным проблемам, как Культура речи и хамство. Может быть кто-то, прочитав этот выпуск, поменяет свое отношение к людям.
Наше достояние... и что мы с ним сделали.
Когда-то мы едва ли не все наизусть знали это тургеневское стихотворение в прозе: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
Но, кажется, редко кто задумывался (а ныне и подавно!) над пророческим смыслом, заложенным в его строках. А вникнуть — так покажутся они скорее парадоксальными, кому-то и вовсе бессмысленными: не странно ли обращаться за поддержкой в тягостные дни к знаковой коммуникативной системе (мы ведь теперь все грамотные и весьма "по-ученому" изъясняться умеем)? Однако не минутная же прихоть заставила Тургенева мысленно обратиться к родному языку в раздумьях над судьбами родины. Случайно ли, обращаясь к русским литераторам, да и вообще ко всем русским людям, страстно призывал он: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками".
Останемся ли мы глухи к этим словам? Об этом думается тревожно, стоит услышать и прочитать, как варварски корежится ныне оставленное нам достояние.
Что есть язык? Только ли средство общения между людьми? Нет. Ведь весь жизненный, нравственный, духовный опыт каждого человека связан с системой понятий, выработанных нашим сознанием на протяжении жизни — и понятия эти отражены в словах, запас которых пополняется человеком в зависимости от накопляемого опыта. Совершенно ясно поэтому: чем богаче словарный запас человека, тем, значит, полнее его знание жизни, глубже постижение окружающего мира. Можно иметь, например, в сознании лишь одно понятие: хороший. Но можно: неплохой, недурной, порядочный, завидный, славный, настоящий, перворазрядный, подходящий, правильный, важный, добрый, изрядный, отменный, недурственный, отличный, прекрасный, превосходный, первоклассный, знатный, первостатейный, доброкачественный, добротный, отборный, справный, благой, изумительный, чудный, дивный, бесподобный, замечательный, великолепный, несравненный... Человек, владеющий синонимическим богатством языка, несомненно, видит мир ярче, красочнее.
Язык устанавливает общность между людьми и в пространстве, и во времени — единство многих поколений одного народа. Ведь мы говорим на том же языке, что и наши предки. Посредством языка приобщаемся мы к их духовному опыту, обретаем их понимание смысла человеческого бытия. Разрушение языка, обеднение его разрушает и эту общность. Вот популярный ныне "молодежный язык", сленг, в основе которого явно чувствуется блатной жаргон. Вообще существование всевозможной профессиональной лексики (а жаргоны, или арго, это прежде всего лексический слой, связанный с различными профессиями) вполне закономерно и необходимо: нужно же как-то обозначить понятия, не существующие за рамками той или иной профессии. Порой представители некоторых профессий (например, медики) специально употребляют термины, малопонятные либо вообще недоступные окружающим. Воровской жаргон выделяется среди прочих лишь тем, что связан с "профессией" особого свойства. Кроме того, блатные слова имеют целью противопоставить своего рода замкнутую касту всему обществу. И это, заметим, достигается не только существованием специальных лексических вывертов, не свойственных языку, но и непременно уничижительным оттенком при обозначении жизненных понятий и ценностей. Вот что, к сожалению, в значительной мере перенял у блатного языка молодежный сленг.
Наш язык постоянно вульгаризируется. Особенно это опасно в связи с тотальным внедрением в нашу речь грубой брани, "ненормативной лексики", как любят теперь корректно выражаться, то есть обычной матерщины. Она основана прежде всего (хотя и не исключительно) на гнусно-оскорбительном употреблении слова мать. Одно из самых высоких понятий для человека принижается до уровня цинично-вульгарного. Бранные слова для людей с примитивным уровнем мышления играют еще и роль своего рода связки в разговорной речи. Не умея строить речевые конструкции ("двух слов связать не может" — говорят о таких обычно), некоторые обходятся простейшими фразами с обилием нецензурных вставок. Само развитие мышления может помочь многим преодолеть подобный недостаток.
Разумеется, все это может показаться кому-то и не столь важным. Но вдуматься еще и еще раз: слово выражает и фиксирует мысль, которая в свою очередь осуществляется в делах и поступках. Не нужно понимать упрощенно: вот-де человек, небрежно обращающийся с языком, готов изменить родине. Но все же повторим: убогий язык непременно связан с примитивным мышлением, а этому соответствует нередко и недостойное поведение.
И в заключение хотелось бы привести слова русского классика, И.С. Тургенева: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
Written by: Leonid K.
Adopted by: Victoria V.
Есть мнение...
Я думаю, что культура речи человека должна быть, потому что культурный человек не будет есть в столовой как некультурный человек. И я думаю, что культура речи тоже должна быть: если человек будет разговаривать на жаргоне, то он – некультурный человек.
Андрюшечкина Анна, 4 А.
Я считаю, что культура речи и культура поведения очень важна. В мире она есть, но совсем мало. Если бы её совсем бы не было, то все бы друг друга убивали и ни у кого не было бы друзей. В школе тоже культура речи и поведения. Она нужна, чтобы дети не дети не дрались и не ругались. Нужно ездить в театры и цирки, чтобы учиться быть добрыми. У нас в классе только некоторые дети бывают разгильдяями. Мы часто классом ездим в разные театры. В октябре и ноябре мы ездили в ТЮЗ, а в декабре мы сходили в "Триаду" на новогоднее представление. Я бы хотела, чтобы все люди были добрыми и никогда не ругались, и чтобы хотя бы иногда ездили в театры.
Устич Анна, 4 А.
Так что же такое хамство?
Посвящая выпуск теме культуры речи, мы решили поискать поле точные определения этому понятию и с чем оно, с точки зрения психологии, вызвано:
Хамство – средство раздражительности, неумения управлять своими эмоциями и выражать их социально-приемлемым способом.
Хамство – следствие полу осознанной собственной неполноценности и неадекватного способа ее преодоления.
Хамство – как ответвление агрессии, вызванной неумением или невозможностью освободиться от душевной боли.
Хамство – как следствие примитивной душевной агрессии.
При видимой внешней направленности, в действительности уничижение становится обращенным внутрь несчастного хамского существа.
Все это, конечно, умные слова, но общий смысл один. Хамство – не что иное, как агрессивное средство защиты слабого, недалекого человека, который ничего, кроме агрессии, выразить не может.
Давно пора задуматься и пересмотреть свое отношение к хамам, не так ли?
Шахматные короли и королевы
Накануне Старого Нового года в подшефной Краснознамённому объединению Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа хабаровской школе № 68 завершились шахматные турниры среди мальчиков и среди девочек.
Турнир среди мальчиков получил название "Новогодний король", а среди девочек – "Рождественская королева".
Среди мальчиков основная борьба разгорелась между участниками школьного шахматного клуба "Дебют слона". Интрига закрутилась после того, как Максим Бартюк из 9-Г класса и Александр Роща из 7-Г сыграли вничью. После шестого тура со стопроцентным результатом на первое место вышел Евгений Ищенко из 8-А класса, а тем более после победы над Максимом Бартюк. Но в следующем туре он проиграл Александру Роще, а потом и Дмитрию Барма из 8-А класса.Теперь, чтобы занять второе место Евгению Ищенко пришлось ждать результата партии между Максимом Бартюк и Денисом Гончар: болеть пришлось за Дениса Гончар. Как итог, в этой партии ничья, и второе место при равенстве очков с Максимом Бартюк за счёт победы в личной встрече у Евгения Ищенко. Третье место занял Максим Бартюк, четвёртое – Альберт Пак из 8-А, пятое Денис Матыцин из 5-А, шестое – Дмитрий Барма, седьмое – Денис Гончар. А остальные места с набранными очками поделили между собой Дмитрий Миндов из 10-А, Олег Сорокин из 8-А, Даниил Денисовский из 7- Г и первоклассники Анатолий Бальченко, Виктор Мазаник, Артём Королёв.
У девочек, наоборот, в конце турнира пришлось организовывать финальную игру между Екатериной Бальченко из 8-А класса и Дарьей Барма из 6-А класса. Они как сыграли в первом туре между собой вничью, так и прошли до окончания турнира без поражений. В финале победила Екатерина Бальченко и завоевала школьное звание - "Рождественская королева". Второе место у Дарьи Барма, а третье досталось Анастасии Сечкиной из 6-А.
По итогам проведённых турниров директор школы № 68 Светлана Филатова наградила победителей и призёров грамотами. А ещё, школьным победителям - "Новогоднему королю" и "Рождественской королеве" в День авиации ПВО предстоит сыграть по одной символической шахматной партии с командующим объединением ВВС и ПВО.
Автор: Роща С.А.
|
Рубрика "Личность месяца". Ледовые полозья Евгения Иващенко
Свою очередную медаль по конькобежному спорту привёз Евгений Иващенко. Для ученика 9 Б класса хабаровской школы № 68 она оказалась юбилейной.
– В моей конькобежной коллекции пятьдесят медалей и два кубка,– рассказывает Евгений Иващенко.– Только теперь начинаю осознавать, что спорт это труд – тяжело, но приятно, когда есть победные результаты, выраженные в медалях и кубках.
Команда хабаровских конькобежцев приняла участие во "Всероссийских соревнованиях по конькобежному спорту памяти заслуженного тренера СССР Л.Г. Клыпина".
На иркутском стадионе ледовые полозья принесли Евгению первое место на дистанции 500 метров с результатом 46,36 секунд.
– Для меня примером в конькобежном спорте является призёр зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере Иван Скобрев, уроженец города Хабаровска,– продолжает свой рассказ Евгений Иващенко.– Да и в нашей школе есть достойный пример спортивных достижений – выпускник 2003 года Василий Грановский, ныне игрок московского "Динамо" по хоккею с мячом: чемпион России, чемпион мира. Там тоже коньки (смеётся).
Заниматься конькобежным спортом Евгений начал с 2007 года в спортивной детско– юношеской школе олимпийского резерва города Хабаровска. Таких ребят, увлечённых конькобежным спортом в школе № 68 десять человек. Среди тех, кто активно пропагандирует этот вид спорта учитель физической культуры Светлана Викторовна Молодцова.
– Евгений с первых дней стал серьёзно относиться к занятиям и тренировкам, и то, что пришли к нему победы на различных дистанциях среди своих сверстников, для нас не было секретом, это ожидаемый результат в его начинающей спортивной деятельности,– говорит Светлана Молодцова.
Будут ли в его жизни результаты калибра Ивана Скобрева, не суть важно. Главное, чему Евгений научился, так это преодолевать трудности и через "немогу" идти к достижению поставленной цели, как в спорте, так и в учёбе.
– Пропускать учебные занятия в школе приходится, без этого никак нельзя, поездки, сборы, а значит, другие города и временные пояса,– делится своими впечатлениями Евгений Иващенко.– Поэтому много занимаюсь самообразованием, чтобы не отстать беру учебники с собой в поездки и постигаю школьную науку, пишу конспекты. А потом приезжаю и сдаю за две или три недели пропущенных занятий. Учиться самостоятельно нелегко. Но одно другому не мешает, даже, наоборот, подстёгивает – внутри тебя идёт такое невидимое психологическое соревнование: кто кого, учёба или спорт. Пока сохраняется относительное равенство.
Как быть и что делать дальше, у Евгения наброски жизненного плана созрели – однозначно учиться в десятом классе. А после окончания школы вариантов много, и среди них можно пойти по стопам Ивана Скобрева – отслужить в армии по призыву. Например, в Краснознамённом объединении Военно– воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа есть центр специальной физической подготовки и спорта.
– Среди тех, кто ещё прошёл через наш центр, и состоят в нём – Юлия Немая, входила в состав сборной России по конькобежному спорту на зимней Олимпиаде в Ванкувере,– комментирует ситуацию начальник центра подполковник Борис Николаевич Степанов.– Если продолжать, то Олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике Светлана Мастеркова, чемпион мира по гиревому спорту Никита Балагов, братья Салмановы и другие известные спортсмены. Так что для Евгения служба в армии будет в тягость, но по– спортивному принципу. Основное условие – воинская дисциплина, и тогда всё получится.
А почему бы не поступить в Академию экономики и права, и получить юридическое образование? Одним словом, без учёбы никуда ни деться, учиться надо, и для Евгения эти истины как аксиома, не требующая доказательства. Вот и грызёт гранит науки ученик 9– Б класса Евгений Иващенко в поездах, самолётах и гостиницах.
Любимые школьные предметы география и биология, и, конечно же, физкультура. Не на последнем месте русский язык и литература, как– никак, а мама учитель этих предметов в школе. А вот обществознание и право в будущем тоже могут пополнить статус любимых – папа подполковник милиции, и соблюдать семейные традиции по мужской линии Евгений будет обязан.
– Ещё мой отец любит слушать песни Владимира Высоцкого, особенно спортивные, и хотя я не особый их любитель, мне нравится одна – "Песня про конькобежца на короткие дистанции", но менять "коньки на санки" в ближайшее время я не собираюсь,– завершает свой рассказ о себе школьный конькобежец.
А куда приведут ледовые полозья Евгения Иващенко, узнаем из следующих репортажей.
| |
Рубрика "Проба пера"
В нашей газете появилась постоянная рубрика – "Проба пера", где будут публиковаться стихи, рассказы и очерки начинающих писателей и поэтов. В этом выпуске мы решили напечатать стихотворение Никиты Горшкова (9 А), посвященное Великой Отечественной Войне.
Память сердца
Листая прадеда тетрадь,
Я снова буду представлять,
Как шли фашисты на страну,
Как уходил он на войну.
Шкатулка, полная наград:
Есть ордена за Сталинград,
Медаль за Курскую дугу,
За Минск, за Брест и за Москву.
Храню медали, ордена –
За ними рана не одна.
Друзьям награды покажу,
Всем о герое расскажу.
О том, как в танке он горел,
Как в 29 жить хотел.
За нас за всех он воевал,
За нас он жизнь свою отдал.
Звезду на небе я ищу,
В ночном безмолвии шепчу:
"Ты не погибнешь, не умрешь,
Ты в памяти моей живешь".
Листая прадеда тетрадь,
Я снова буду вспоминать...
Всем очень важно знать, что в школе немалое количество одаренных, способных учеников, тем более наделенных таким редким даром, как стихосложение. Не стесняйтесь показать свой талант! Ждем ваших произведений!
Рубрика: "Событие месяца". Военно-спортивная игра "Патриот"
В нашей школе завершились соревнования по программе военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Два дня на спортивных площадках гремели спортивные баталии.
- Такие игры среди команд учебных классов в нашей школе традиционные и ежегодно проводятся накануне Дня защитника Отечества,- рассказывает директор школы № 68 Светлана Валентиновна Филатова.- Формирование команд началось 12 января 2012 года.
Состав десять человек, при условии, что мальчиков не более семи. Учащимся необходимо было показать знания, умения и практические навыки в подтягивании, силовых упражнениях и на выносливость, эстафете, стрельбе из пневматической винтовки, при оказании первой медицинской помощи. Особое место отводилось строевой подготовке, куда вошли такие элементы, как доклад командира и девиз команды, расчёт на первый и второй, перестроение в две шеренги, повороты на месте и прохождение строем с песней. В числе судейской комиссии были военнослужащие по контракту радиотехнической воинской части Краснознамённого объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа.
7 февраля соревновались команды шестых и седьмых классов. Победителями стала команда 7-Б класса, на втором месте 7-Г, а замкнули тройку призёров ученики 6-А класса. Лучшим командиром комиссия признала Анастасию Дорохову из 7-Г класса. Александр Гончаров из 6-А лучшим командиром не стал, но зато в личных показателях стал победителем в подтягивании на перекладине и прыжках в длину. Отличилась и Диана Павлюкова из 7-Г класса, она стала недосягаемой для своих сверстниц в силовых упражнениях.
На следующий день, 8 февраля школьные спортивные арены оккупировали восьмые и девятые классы. Азарт победы с неимоверной силой светился только у одной команды из 9-А класса, ведь они двукратные победители таких военно-патриотических соревнований предыдущих лет, и третья победа не помешает, будет, что вспомнить о школьных днях. Из шести видов четыре первых места, а в итоге есть третья победа 9-А класса! Лучшим командиром по праву и единогласно признали Сергея Маковенко. На втором месте команда 9-Г класса, третье – у 8-Б.
- Итоги показали, что у наших детей есть такое важное качество, как стремление к победе,- завершает рассказ директор школы № 68 Светлана Валентиновна Филатова,- ну а что касается уровня их мастерства, то на этот вопрос ответит сборная нашей школы на военно-патриотических соревнованиях между школами Южного округа города Хабаровска.
Такая команда уже сформирована и приступила к подготовке.
До новых стартов!
Автор: Роща С.А.
|