|
Технология выбора профессии |
|
Школьная технология, 5-8 класс, мальчики: особенности 2020-2021
Что есть предмет Технология для мальчиков 5-8 классов в системе основного общего образования хабаровской 68 школы на 2020-2021 учебный год?
Надо знать: на уроках технологии дети используют знания, умения, навыки и компетенции от всех предметов обучения, без исключения, и, как итог деятельности – индивидуальный итоговый творческий проект в 8 классе, оценка за который выставляется в диплом основного общего образования за 9 классов обучения.
Отличие предмета технологии от других предметов обучения в том, что здесь учат по принципу – преобразовать, чтобы создать. Например, преобразовать брусок древесины размером 50х50х500 мм, чтобы изготовить изделие скалка. Предмет технология есть наука о мастерстве. Итоговым продуктом всегда будет изделие!
Главная задача предмета технологии – дать исчерпывающие теоретические знания и первичные практические умения, и навыки для выработки требуемых компетенций профессионального самоопределения по итогам обучения.
На все занятия детям приходить только в индивидуальной рабочей форме одежды: халат тёмного цвета, головной убор тёмного цвета, матерчатые белые перчатки с пупырышками, очки защитные.
Надевать рабочую форму (халат, головной убор, перчатки) перед тем, как войти в кабинет технологии, в коридоре, а защитные очки - только при выполнении практических занятий. Снимать рабочую форму только после выхода из кабинета технологии, в коридоре, место позволяет это сделать.
Внимание! Выполнять все требования администрации школы по мероприятиям антивирусной безопасности!
Формула успеха по предмету технологии заключается в четырёх словах: теория – черчение – практика – проект.
Теория. В первой четверти дети 5-8 классов проходят теоретическую подготовку. В основе изучение определений, терминов и понятий, а также формирование теоретических навыков использования ручных инструментов, станков и другого оборудования. Практическая часть будет выполняться методом показа и повторения: пиление, строгание, сверление, точение и так далее. Важно в этот период научиться делать разметку заготовки с помощью столярного угольника. Особым пунктом в начале учебного года и, каждой четверти изучение Правил безопасной работы, проведение Инструктажа по технике безопасности, зачёты. Кроме знаний дети получают умения и навыки работы с учебником и другой технической литературой. Научатся правильно составлять конспект из предложенного текста. Закладываются первичные основы профессий научного работника, исследователя, инженера-учёного. Для занятий необходимо иметь рабочую тетрадь 96 листов, в клетку, желательно с государственной символикой, как элемент патриотического воспитания. Разрешается на тетради самостоятельно выполнить рисунки Флага и Герба Российской Федерации. Также с собой иметь ручки шариковые разных цветов, простой карандаш твёрдый с обозначением H. Линейку, только 30 см! Формы контроля: устный ответ, письменный ответ, опрос, зачёт.
Черчение. Во второй четверти дети 5-8 классов осваивают чертёжное мастерство. Невозможно создать изделие при отсутствии чертежа. В процессе обучения дети научатся выполнять эскизы, рисунки, чертежи и технические рисунки изделий. Ещё в процессе обучения будут чертить принципиальные электрические схемы, а также уметь их читать и комментировать. Для обучения разработаны современные методики поэтапного выполнения чертежа. Также дети выполняют технологическую карту изготовления изделия. Первичное обучение дети проходят на обычной писчей бумаге формата А4, достаточно на класс сдать в кабинет технологии одну пачку писчей бумаги на 500 листов. Контрольные работы дети выполняют уже на чертёжной бумаге, в продаже есть альбомы для черчения на 32 листа, листы чистые, без рамок. Папки для черчения не покупать! На занятия приносить карандаши простые, только твёрдые, маркировка H, 2H, 3H, или, Т, 2Т, 3Т. Иметь стиральную резинку, ластик; линейку по длине только 30 см, для безопасности лучше из дерева; циркуль маленького размера; два небольшие треугольники, обязательно с углами 30, 90, 60 градусов, с углами 45, 90, 45 градусов. Как итог, дети получат первичные навыки таких профессий, как чертёжник, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер автоматизированных систем управления. Формы контроля: выполнение чертежа или принципиальной электрической схемы, чтение чертежа или принципиальной электрической схемы.
Практика. В третьей четверти дети 5-8 классов выполняют практические задания изготовления изделий, по чертежу. Принцип простой - есть чертёж изделия, работаешь. Чертёж – изделие! Школьные мастерские располагают возможностями на рабочие места, где получают первичные навыки таких профессий, как столяр, слесарь, токарь, радиомонтажник, электромонтажник, резчик по дереву, специалист декоративно-прикладного искусства, чеканщик, художник-оформитель. Есть четыре комбинированных рабочих места, где на каждом можно проводить пиление, строгание, сверление, выпиливание лобзиком, резьба по дереву, чеканка. На четырёх токарных станках ТВ-6 дети работают в паре, здесь из древесины изготавливают толкушки, шкатулки цилиндрические, стаканы, игру городки, шашки, различные игрушки, а из металла, в основном латунь, медь, делают колёса и другие приспособления для игрушек. Используя четыре токарных станка "Зубр" ЗСТД-350-330 и ЗСТД-350-1000, дети, используя стамески, вытачивают скалки, толкушки, кегли, шахматы, массажёры, игру городки. Имеются в наличии восемь рабочих мест, где можно заниматься паянием, используя только электрический паяльник на батарейках. Также здесь можно заниматься электромонтажными работами, по принципиальной электрической схеме сделать монтаж электрической цепи. Проводятся соревнования между командами по изготовлению изделий. В арсенале школьной мастерской есть и другие станки: сверлильный, круглопильный, электролобзик, электрорубанок, фрезерный. На них имеют право работать только дети старших классов. Таким образом, школа даёт возможность освоить примерно 40 разных рабочих мест. По итогам обучения дети получают Сертификаты по профессиям. Обучение проводится на государственном учебном материале, так как любое изделие в конечном итоге перегоняется потом пилением, строганием или точением в стружку или мелкие части. С учебным материалом установлен такой порядок, для удобства: учитель за свои деньги покупает, например, готовый к использованию пиломатериал в магазине "Леруа Мерлен", назначенная комиссия его учитывает, а после выполнения работ составляется Акт выполненных работ. В конце учебного года учителю возвращаются израсходованные деньги, сумма небольшая, примерно 6 тысяч рублей. Если ребёнок желает изготовить изделие и, хочет забрать его домой на подарок, например, ту же скалку, то в магазине "Леруа Мерлен" покупает брусок 50х50х2000 мм, а на урок приносит только часть 50х50х500 мм, на токарном станке ЗСТД-350-1000 изготавливает скалку, получает оценку в Дневник.ру, и, забирает домой, с опилками и остатками своей древесины.
Проект. В четвёртой четверти дети 5-8 классов работают над проектом. За основу берётся изделие, например, скалка. Ребёнок самостоятельно делает чертёж, к нему технологическую карту изготовления изделия и изготавливает скалку. Потом к этому изделию, по образцу, готовит Пояснительную записку, где даёт описание этапов изготовления, определяет проблему, идею, цель, задачи, проводит исследование изучения спроса и предложения, рассчитывает себестоимость изготовления изделия, выясняет, как продать и получить прибыль, и, какая рентабельность, вывод. Завершает проект созданием Презентации. Как итог, проводит защиту своего проекта в присутствии назначенной приказом по школе комиссией, разрешается быть одноклассникам и родителям.
Обучение. Как будет проходить обучение в 2020-2021? Сложного ничего нет. Из двух запланированных на неделю уроков технологии, один будет проходить в очной форме, где больше внимания будет уделяться практической составляющей, по четвертям теория-черчение-практика-проект: например, в первой четверти, при устном ответе наизусть дать определения основным терминам и понятиям, отдельно будет и письменный ответ, где надо ответить на десять вопросов и, конечно же, проверка тетради с выполнением домашнего задания по указанному параграфу. Второй урок будет проводиться в заочной форме, по удобному для ребёнка времени. Для этого открываете Дневник.ру, находите домашнее задание по параграфу, там будут фотографии страниц учебника, читаете вслух параграф, пересказываете вслух, что запомнили, таким образом формируете речевые способности при использовании технического текста, далее отвечаете письменно на вопросы, что в конце параграфа: пишете вопрос, а к нему ответ. По требованию учителя необходимо предъявить для выставления оценки.
8 класс. У детей этой категории есть небольшое отличие. У них только один плановый урок в неделю, и, будет проходить в заочной форме. Значит, открываете Дневник.ру, находите домашнее задание по параграфу, там фотографии страниц учебника, делаете краткий конспект параграфа и письменно отвечаете на вопросы. По требованию учителя показываете выполнение работы. Помните! Оценка за 8 класс пойдёт в Диплом основного общего образования за 9 классов! Вторая часть уроков называется Проектная деятельность и, будет проходить в системе дополнительного образования, по желанию, по субботам с 13 до 17 часов, на каждый класс один час. Здесь больше внимания будет уделено практическим вопросам деятельности для создания проекта, по всем предметам обучения принцип один и тот же. Изготовление изделий. Устный ответ. Проверка тетрадей. Итоговый проект дети 8 класса начнут делать с 25 октября 2020, защита 25 марта 2021 года. Такой проект можно брать по любому предмету. Здесь берётся из расчёта, что учитель может быть руководителем проекта только у пяти человек. Те, кто берёт проект из технологии, посещение занятий по Проектной деятельности обязательно. Таких может быть 10 человек, так как у мальчиков два учителя технологии.
Преподавание. В этом учебном году у мальчиков два учителя технологии. Для информации, учитель технологии Роща Сергей Алексеевич будет проводить занятия с детьми 5а, 5б, 5в, 5г, 5д, 5е, 5ж, 6а, 8а, 8б, 8в, 8г классов, а Коржов Игорь Вадимович с детьми 6б, 6в, 6г, 6д, 6е, 7а, 7б, 7в, 7г классов.
Критерии оценивания. Дети обязательно должны выполнять требование пункта 4 статьи 43 обязанностей обучающегося ребёнка из Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года, где записано, что обучающийся ребёнок обязан "уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися". Предотвращение травматизма - основное требование личной безопасности каждого ребёнка на уроках технологии. Технологическая дисциплина – технологическая теория – технологическая практика и, есть триединая основа успеха в получении отличной оценки. Можно выразиться и так: никому не мешай – пиши и читай – делай изделия.
Дополнительное образование. Совершенствовать свои знания, умения, навыки и компетенции по предмету технология дети могут при посещении занятий внеурочной деятельности по радиоуправляемому авиамоделизму (учитель Роща С.А.), воскресенье с 10.00 до 14.00 и кружка "Умельцы" (учитель Коржов И.В.) в субботу с 13.00 до 17.00.
28 августа 2020 года. |
Технология выбора профессии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Любовь Жукова, 7-А класс МБОУ СОШ № 68
Интервью с учителем технологии
Фото автора
Хабаровск
Из новостей от средств массовой информации мы знаем, что России, и особенно нашему региону, конкретно Хабаровскому краю нужны инженеры в разных направлениях производственной деятельности.
Мы, юные корреспонденты школьной газеты "Школьная правда" обратились к учителю технологии Роще Сергею Алексеевичу с вопросами о том, как в условиях современной школы обучающимся детям сформировать инженерную мысль, сделать первые шаги к профессии инженер, и какую роль в этом процессе играет школьный предмет технология.
Любовь Жукова. Здравствуйте Сергей Алексеевич, давайте начнём о роли предмета технологии в учебном процессе.
Сергей Роща. Здравствуйте Любовь, спасибо за приглашение. Немного истории. Во времена СССР был такой предмет труд, потом в новые российские времена появилось другое название "Технология: трудовое обучение". Основное назначение учебной программы было направлено на подготовку учеников в профессиональные училища к получению рабочей профессии токаря, фрезеровщика, слесаря, столяра и так далее. Через десятилетие на учебнике технологии вместо трудового обучения появилась надпись "Технология: технический труд". А это значит, что школа приступила к подготовке учеников в техникумы к получению профессии мастеров производственной деятельности, тех специалистов среднего специального уровня, которые непосредственно руководят работой токарей, столяров, электрогазосварщиков и так далее, но подчиняются инженерам, специалистам с высшим образованием. Сегодня мы уже непосредственно наблюдаем учебник по технологии для пятого класса в системе Федерального Государственного образовательного стандарта "Технология: индустриальные технологии". И основная задача школьного учебного процесса по технологии меняется в стратегическом плане, начинается конкретная подготовка к выбору профессии инженера, а это высшее образование. Таким образом, все пятиклассники находятся в равных условиях, но кто из них будет инженером, кто достигнет уровня мастера производства, а кто пополнит ряды рабочего класса, будет зависеть, как от учителей школы, так и от каждого обучающегося в отдельности, и их родителей. Главное, не ошибиться в выборе профессии, а в этом и должен помочь предмет технология. Такова моя роль, как учителя технологии.
Любовь Жукова. И что же это такое технология?
Сергей Роща. Всё просто. Технология – это наука о мастерстве. Происходит от двух греческих слов техно, что означает мастерство, умение, и логос – наука, учение. Более полное и понятное определение звучит так: совокупность способов преобразования материалов, объектов, энергии, информации для создания изделий, удовлетворяющих потребностям людей. Одним словом, надо преобразовать материал, чтобы создать изделие, например брусок из древесины в шкатулку. Преобразовать, чтобы создать, но это половина дела, так сказать рыночное предложение. Необходимо учитывать ещё и рыночный спрос, то есть, то изделие, которое мы сделаем должно заинтересовать людей. И когда изделие купят, значит, изделие, например шкатулка, пользуется спросом, удовлетворяет потребностям людей. Обучающиеся дети должны уяснить простую формулу успеха, где взаимодействуют такие понятия и термины, как производственный процесс, в основе которого технологический процесс с конкретизацией через технологическую карту создания изделия и операционную карту организации деятельности на отдельно взятом рабочем месте, например, работа на токарном станке.
Любовь Жукова. И с чего вы предлагаете начинать?
Сергей Роща. Создать правила игры. Обучающиеся дети должны понимать цели и задачи учебного процесса. Также цели и задачи, как свои лично, так и как гражданина Российской Федерации. Очень важно довести до них критерии оценивания их обучения, порядок получения оценок за урок, четверть, учебный год. Этот процесс включает пять основных показателей, каждый по одному баллу.
Во-первых, это технологическая дисциплина. Создание безопасных условий на уроке, ведь в школьной мастерской не только ручные инструменты, но и станки, и различное оборудование. Охрана труда, электробезопасность, пожарная безопасность. Здесь учитывается посещение уроков, где право для получения оценки даст посещение 50% и более уроков. Также поведение на уроке. Актуально знать наизусть пункт 4 статьи 43 обязанностей обучающегося Закона об образовании в Российской Федерации, который гласит: уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися. Сначала ученик получает этическое замечание, потом нравственное замечание, а потом в ракурсе правового поля нарушителю порядка доводится этот пункт № 4. Если за четверть таких предупредительных выстрелов наберётся три, то один балл, по технологической дисциплине обучающийся в зачёт по итогам четверти не получит. При наличии таковых за год пяти, в характеристике незамедлительно появится строка: склонен к созданию провокационных ситуаций.
Любовь Жукова. А откуда эти замечания: этическое, нравственное, правовое?
Сергей Роща. В Законе об образовании в Российской Федерации есть пункт 2 статьи 48 обязанностей педагогического работника: соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Вот я и предлагаю такой вариант. Ну не матом же ругаться. Надо бороться с хаосом, так называемым "детским терроризмом" на уроках. У Фридриха Ницше есть такая фраза: "Надо долго, долго носить в себе хаос, чтобы потом родить танцующую звезду". России хаос не нужен, и это должны понимать школьники. Далее, во-вторых, технологическая теория, устный ответ. Будущий инженер должен уметь говорить, при этом правильно использовать технические термины. Это называется развитием речевых способностей. Ученики получают тексты, чтобы их выучить наизусть, как стихотворение. Например, пиление – это процесс обработки древесины резанием, при котором разрушаются связи между частицами древесины по строго задуманному направлению, с помощью ручных инструментов и специального оборудования, с целью создания изделий нужной формы, размеров, с требуемой шероховатостью. Для них разработан порядок устного ответа: дать определение – указать виды пиления – назвать инструменты для пиления – показать устройство столярной ножовки – выполнить практический показ. Также можно составить устный ответ и для строгания, и для сверления, и для точения и так далее. В самом определении необходимо указать на смысловые направления, их четыре, и не забыть указать ключевые слова, в нашем случае это резать, разрушать, помогать и цель. Без ошибок ответил, или с небольшими ошибками, и получи свой балл. Главное, не получить двойку.
Любовь Жукова. И уже есть результаты?
Сергей Роща. Да, есть. По технологической дисциплине пока никто не выпал из обоймы. На уроках тишина. Что касается устного ответа, то вторая неделя каждой четверти – это неделя формирования речевых способностей будущего инженера. Например, в 5-А классе только три человека получили отличную оценку из 17 мальчиков, а это 18%. Столько же и двоек, они не получили свой балл. В 5-Б классе ситуация лучше, двоек нет, а отличных результатов 6 из 13, то есть 46%. Что касается 5-В класса, то здесь без двоек, показатель отличников 5 из 13 мальчиков, 38%. Лучше дела обстоят в 5-Г классе, здесь отличный показатель составляет 57%, 8 из 14 мальчиков, двоек нет. Есть двойки в 5-Д классе, их две, процент отличников 24%, 4 из 17 мальчиков. Что касается шестых классов, то в 6-А классе четыре отличника и две двойки, в 6-Б классе отличников 2 человека, двоек нет, как нет отличников, так нет и двоек. По три двойки и пятёрки в 6-Г классе. Есть двойки и в седьмых классах, из них половина в 7-Г классе, четыре, а это тревожная статистика. У восьмых классов, а их от А до Д, проблем нет. Опрос показал, что 58% мальчиков по итогам экзаменов за 9 класс стремятся попасть в 10 класс, а это путь к высшему образованию, в том числе и к профессии инженера.
Любовь Жукова. Набрали два зачётных балла, а где остальные?
Сергей Роща. В третьих, технологическая теория, письменный ответ. На третьей неделе каждой четверти необходимо ответить письменно на 10 вопросов, при этом один балл получат те, кто ответит правильно, то есть, напишет, а не угадает, минимум на восемь вопросов. Всё это называется формированием инженерной мысли на бумаге. Здесь межпредметная связь русский язык, можно на английском, или любом другом иностранном языке. В четвёртых, технологическая практика. Четвёртый балл, и только при наличии рабочей формы одежды: халат, головной убор, защитные очки, ученики будут допущены к выполнению практических заданий по технологической карте, например, изготовление шкатулки на токарных станках СТД-120М и ТВ-6, куда входят и подготовительные работы разметки, пиления, строгания, сверления и так далее. На этом этапе, все остальные уроки, мальчики осваивают рабочие профессии. Именно на этом этапе и формируются основные знания, умения, навыки и компетенции, ученики сами определяют важность других предметов обучения, а это черчение, математика, физика, химия, биология и так далее, в зависимости от первых шагов выбора будущей профессии. И в завершение, в пятых, один балл за тетрадь с записями уроков, домашних заданий, сообщений. Здесь формируется умение работать с технической литературой. Таким образом, сдал пять направлений, и получил свою пятёрочку. Скажу сразу, пока всё это создаётся с учётом школьных возможностей, в процессе разработки методом проб и ошибок.
Любовь Жукова. Сергей Алексеевич, спасибо за интересную беседу, и надеемся на продолжение нашей беседы.
21 ноября 2015 года.
|
|
|
|