Методические рекомендации по самостоятельной исследовательской практике
Новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные, они глубже и прочнее. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.
ПЕРВЫЙ ЭТАП НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - СТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ
Этот этап предполагает: - четкую формулировку проблемы; - обоснование и актуальность решаемой проблемы; - степень теоретической и практической разработанности проблемы в конкретных областях науки.
Проблема исследования
Чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Проблема подскажет, как сформулировать тему исследования.
Как выявлять проблемы?
Древнегреческое слово "problema" переводится как "задача", "трудность", "преграда". Главная задача исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Развить умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Проблема отражает противоречия между знаниями и незнанием путей, средств и методов решения.
ВТОРОЙ ЭТАП НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - СБОР ДАННЫХ
Этап предполагает: - поиск достоверных сведений об объектах и явлениях;
- определение темы, цели и задач, гипотезы исследования.
Как выбрать тему исследования?
Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь: математикой или поэзией, историей или чем-то другим?
3. Что из изученного в лицее хотелось бы узнать более глубоко?
4. Чем я чаще занимаюсь в свободное время?
5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно объединить в три группы: Фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Вас интересует проблема "как обычно ведет себя ворона", тогда цель исследования будет: изучение поведения ворон.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза – это предложение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово “гипотеза” происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предложение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов "предположим", "допустим", "возможно", "если …, то …".
Для решения проблемы вам потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена. Если гипотез несколько, то самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Участие в исследовательской деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителей. Исследовательская работа подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителей знать суть этой деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью.
ПОМНИТЕ: Вы играете роль источника информации наравне с книгами, фильмами, интернетом и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!
Помогая ребенку, ПОМНИТЕ: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником консультантом
После выполнения работы очень важно обсудить итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели, отметить положительные результаты.
Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор |
Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор |
Может потребоваться помощь в правильной формулировке |
Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка |
Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка |
Прикиньте возможные выходы с ребенком |
Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой |
Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана |
Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта |
Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет |
Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль |
Подскажите основные правила оформления документов |
Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением |
Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им |
Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому |
Воспользуйтесь приложениями |
|